Переход на цифровой акциз на табак планируется в первом квартале 2024 года. С мая 2023-го по июль 2024 года в стране будет реализовываться пилотный проект по использованию маркировки. Замглавы Минфина Алексей Сазанов заявил, что это позволит Федеральной налоговой службе автоматически исчислять налоговые обязательства при выпуске в оборот продукции на основании сведений из информационных систем по маркировке.
Единым оператором цифровой маркировки товаров с 2019 года выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) – эта компания на 50% принадлежит холдингу USM миллиардера Алишера Усманова. Также долями по 25% в ней владеют «Ростех» и «Элвис-Плюс Групп» Александра Галицкого.
При маркировке продукции каждая единица получает уникальный двумерный код Data Matrix, позволяющий отслеживать жизненный цикл товара от производства до утилизации. Один код обходится производителям в 0,5 руб. без НДС, которые идут ЦРПТ. В 2019 году, когда маркировка только вводилась, выручка ЦРПТ составляла 2,7 млрд руб., но уже в 2020-м она выросла более чем в два раза — до 7,1 млрд руб.
Маркировка привела к росту цен на товары, поскольку производители должны были закупать дорогостоящее оборудование, чтобы размещать коды ЦРПТ на упаковках. К 2024 году в России планируется ввести систему сплошной маркировки товаров.