За летние месяцы спрос россиян на сигареты снизился на 22% — таковы данные исследования, предоставленные системой сервисов «Контур.Маркет». Аналитики компании отмечают, что это устойчивый тренд. Весной 2024 года продажи упали на 19%, а зимой — на 16% (год к году). Снизилось как количество чеков, так и объемы продаж. Специалисты пришли к таким выводам исходя из выборки в 45 млн чеков.
Аналитики сервиса объясняют данные стабильной тенденцией к массовому отказу россиян от курения и переходу на здоровый образ жизни. В исследовании также отмечается, что сигареты в 2024 году подорожали на 4–9% за год. На текущий момент средняя стоимость пачки — 193 рубля.
Продажи в 2023 году (январь–сентябрь) составляли 106,6 млрд штук. В 2024 году (январь–сентябрь) — уже 115,9 млрд. «Контур.Маркет» фиксирует объемы продаж только в розничных торговых точках, которые находятся у нее на обслуживании. Возможно, именно с этим связано противоречие между данными разных источников.
Сокращение спроса на табачные изделия — закономерный результат совокупности факторов и решений государства, бьющих по привычке курения с разных сторон, считает старший научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской академии Владимир Громов.
Результаты исследования аналитического центра компании «Контур.Маркет» следует воспринимать с долей скепсиса, полагают эксперты.
Вопросы вызывает относительно небольшая выборка по чекам за два года — всего 45 млн чеков. Для сравнения: только один оператор фискальных данных обрабатывает и передает столько чеков в налоговую ежедневно. А таких операторов в России — 16.
По закону всю табачную продукцию обязаны прослеживать от завода до момента продажи конечному потребителю. Как отметила аналитик, гораздо репрезентативнее были бы данные, опубликованные «Честным знаком», который курирует оборот маркированной продукции в России, или же данные, полученные от нескольких систем товароучета или операторов фискальных данных (ОФД).
При этом товароучетная система «Контур.Маркет» является известной, но даже не крупнейшей среди конкурентов. А это значит, что данные отдельно взятой товароучетной системы нельзя применять ко всему рынку.
Сейчас высокий спрос курильщиков-россиян переместился с ритейлеров (сетей супермаркетов) на небольшие табачные лавочки, а на упорядоченность их товароучета не всегда можно положиться.