В большинстве стран мира повышение налогов и цен остается действенной мерой по борьбе с табакокурением, но это касается только части курящих людей, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. Есть исследования, согласно которым если расход на приобретение табачной продукции превышает 8% располагаемого дохода, то покупатель готов перейти на более дешевую продукцию, а в отдельных случаях и вообще отказаться от покупки. Но специалист отметила, что эффективность таких мер относительно низкая: зависимые от курения люди зачастую готовы смириться с повышением цен.
Влияние повышения акциза на основную массу курильщиков будет слабое, так как большинство — курильщики с труднопреодолимой никотиновой зависимостью, многие из них находятся в трудоспособном возрасте и имеют достаточный доход, чтобы приобрести желаемый товар.
Директор Института нового общества, экономист и политолог Василий Колташов также считает, что с помощью повышения цен можно снизить число курильщиков, однако для этого необходимо также проводить пропаганду здорового образа жизни и вводить в моду другой способ времяпрепровождения. Это прежде всего касается культуры питания.
При повышении цен на табак часть потребителей может перейти на контрафактную продукцию, считает кандидат экономических наук, профессор РАНХиГС Юрий Юденков. Правда, контрабанда тоже становится дороже из-за сложной логистики.
Ольга Лебединская говорит, что сегмент аудитории, которая готова употреблять никотин любыми способами, стремительно увеличивается. То есть для них не важно, в каком именно виде потреблять табак: классические сигареты, кальян, вейп и так далее. Тем не менее положительные результаты в борьбе с табакокурением есть: в 2000 году, по данным ВОЗ, курили 33,3% россиян, в 2015-м — 28,3%, в 2023-м — 26,1%. Правда, бросают курить преимущественно россияне, а не россиянки. В 2000 году в стране курили 54,1% мужчин и 12,5% женщин, десять лет спустя — 46,9% мужчин и 12,6% женщин.