На сайте аэропорта в разделе “Услуги” указано, что курительный павильон в здании расположен рядом с бизнес-залами на третьем этаже. Комната работает круглосуточно с тремя 45-минутными технологическими перерывами. Одновременно в ней может находиться не больше 6 человек. Еще одна курилка есть на втором этаже, но только для посетителей ресторана. В остальных местах аэропорта курение запрещено и карается штрафами.
Плата за использование комнаты для курения была введена в связи с необходимостью организовать порядок посещения и обслуживание данного помещения. Организация безопасной курительной комнаты внутри терминала требует ресурсов на ее уборку и сопровождение.
В Пулково есть бесплатная альтернатива в виде оборудованных зон для курения на улице перед зданием терминала.
Исполнительный директор агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев отметил, что позиция оператора аэропорта понятна - законов и нормативных актов, обязывающих предоставлять доступ в курилку бесплатно, нет. Но надо помнить, для чего вообще вводилась услуга курительной комнаты в аэропортах и, прежде всего, в стерильной зоне.
После принятия закона о запрете курения в общественных местах, в том числе на территории аэровокзального комплекса, многие пассажиры стали курить в туалетах. И это создавало дискомфорт в первую очередь для некурящих.
Учитывая, что операторы аэропорта противоправному курению в туалетах ничего противопоставить не смогли, не был налажен контроль, никого не штрафовали, были легализованы курилки. И они появились в стерильных зонах, что повысило в первую очередь качество обслуживания некурящих пассажиров. Количество случаев курения в туалетах сократилось в тех аэропортах, где были доступны курительные комнаты.
По поводу размера оплаты Олег Пантелеев отмечает, что всегда в крупном аэропорту найдутся пассажиры, которым не жалко будет заплатить за перекур 500 рублей, но будет также много людей, которые из принципа не станут платить и их ничего не остановит от курения в туалете.
В практике российских аэропортов уже были платные туалеты. Но стоит ли возвращаться к подобного рода подходу? Пассажир, который платит авиакомпании за билеты, а авиакомпания в стоимость билета переносит стоимость обслуживания пассажиров в аэровокзальном комплексе, должен рассчитывать, что некоторый гигиенический минимум ему будет обеспечен. Поэтому хотелось бы, чтобы поддержание чистоты во всех зонах, включая курилку, все-таки было включено в стоимость обслуживания пассажира, которое он и так оплачивает, приобретая авиабилеты.