Статья

Завещание ковбоя Мальборо

2 года назад Категория: Интересные факты о курении

30 лет назад на киноэкраны вышел фильм о мужской дружбе "Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо". Прозвищем одного из героев была марка сигарет. Картина не принесла удачи ни одному из ее создателей.

Завещание ковбоя Мальборо

«Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо» (Harley Davidson and the Marlboro Man), выпущенный в 1991 году, в прокате провалился. Ни одной положительной рецензии не получил. Зато стал обладателем нескольких «Золотых Малин», которые вручают самым худшим кинематографическим творениям.

Возможно, сценарист так назвал своих героев в расчете на то, что какая-нибудь компания пожелает проспонсировать производство в рекламных целях. Но надежды не оправдались.

В это время рекламный «ковбой Мальборо» боролся с раком легких и возглавлял антиникотиновую кампанию против фирмы, на которую работал много лет, продвигая ее продукцию всем своим обликом.

Самый известный в мире курильщик

«Человек Мальборо» (Marlboro Man) в качестве фигуры, рекламирующей сигареты Marlboro был придуман Лео Бернеттом в 1954 году. И этот образ просуществовал до 1999 года. Первоначально это было изображение настоящего мачо, о котором не могут не мечтать женщины и на которого наверняка захотят походить мужчины. Чуть позже появился образ ковбоя как символа первобытной Америки с дикой природой и суровыми ее покорителями.

Понадобился этот образ для того, чтобы очистить сигареты с фильтром от статуса женских, выпускаемых с 1924 года, причем изначально – с наконечниками из слоновой кости «для защиты губ».

Дело в том, что за год до появления «человека Мальборо» ученые в США объявили: курение вызывает рак легких. И никотиновый мир разделился на испуганных за свою жизнь курильщиков и не менее напуганных из-за потери прибыли табачные компании.

Сразу же после такого объявления потребление табака снизилось. Владелец марки «Мальборо» и всей компании, носящей его имя, Филип Моррис начал думать, как успокоить своих клиентов. В ход пошли все инструменты по одурманиванию и запутыванию от откровенной лжи до игры на чувствах и эмоциях. На одном из рекламных плакатов изобразили ребенка со слоганом: «Папа, тебе всегда достается самое лучшее, даже Мальборо!»

И сигареты с фильтром из женских были спешно переориентированы на мужчин с обещанием, что фильтр, дескать, поможет избежать рака легких и других неприятных недугов. Лучше остальных и на плакатах, и в видеороликах прижился образ ковбоя, напоминавшего американцам, что эту страну создавали именно такие брутальные парни.

После первой же рекламной кампании с ковбоем бренд занял четвертое место на рынке. Филип Моррис придумал и еще одно новшество: упаковку из твердого картона с откидной крышкой. Доставать сигареты из такой пачки стало удобнее, чем из мягкой. Так что «легкость и практичность» были добавлены в слоганы рекламной кампании. Как и визуальный эффект: полоса белого цвета на упаковке резко врезается в красный, словно намекая на сексуальность не только самих сигарет, но и тех, кто их курит.

В общем, рекламщики использовали всю палитру человеческих рефлексов, чтобы отработать свои зарплаты. За несколько месяцев после старта рекламной кампании Лео Бернетт и его команда превратили дамский атрибут со слоганом «Мягкие, как май» в основную примету подлинной мужественности. Кампания признана самой успешной за все время существования рекламы.

Лейтенант ВМФ в качестве рекламного первопроходца, как и несколько моделей, последовавших за ним, не стали такими популярными, как ковбои. Зародившийся вместе с ними слоган «Добро пожаловать в страну Мальборо» обещал каждому обыкновенному мужчине возможность превратиться в супергероя всего лишь благодаря сигаретам от компании Philip Morris. Это ж не сложно: купи пачку, привяжи себя к ней привычкой, заарканься зависимостью – и ты молодец, все мустанги дают себя оседлать, все джунгли расступаются перед тобой, все прерии стелются к твоим ногам.

Он перекурил всех, даже себя

В 2006 году в США провели опрос, кого жители считают самой влиятельной несуществующей личностью. В списке оказались Санта-Клаус, Гамлет, Шерлок Холмс, Бэтмен, но на первом месте был «ковбой Мальборо».

С 1964 по 1990 годы чаще других его изображал Уэйн Макларен. До этой своей ипостаси он работал каскадером и всадником родео. А потом только и делал, что убеждал: фильтр не меняет вкус самих сигарет, но защитит вас от всех болезней. Благодаря ему сигарет этой марки продавали на территории Америки больше, чем всех остальных вместе взятых.

Возможно, он сам верил в то, что рассказывал с телеэкранов. Поэтому в жизни выкуривал по две-три пачки в день. Диагноз «рак легких» стал для него приговором: ни химиотерапия, ни удаление легкого не помогли.

В 1990 году Уэйн Макларен стал активным участником кампании против никотина. Ему пришлось судиться с компанией Philip Morris, доказывая, что он действительно снимался в их рекламе, так как те поначалу вовсе отрекались от него, позже изменив позицию на следующую: хотя он и появлялся в рекламе, но не был человеком Marlboro. В ответ Макларен предоставил письменное показание под присягой от агентства по работе с талантами, которое представляло его интересы, вместе с корешком чека, подтверждавшим факт оплаты.

С его именем связывают масштабную борьбу с табакозависимостью во всем мире. Представители табачных фирм пытались заткнуть ему рот деньгами, но умирающему они уже были не нужны. Через два года после установления диагноза, незадолго до 52-летия, он скончался.

Перед смертью Уэйн снялся в видеоролике, в котором заявил: моя привычка доконала меня, она не стоит того, чтобы провести последние месяцы своей жизни в отделении для тяжелобольных, табак убьет вас, и я — доказательство тому. Говорят, что за несколько минут до смерти он сказал дочери: «Я заканчиваю свою жизнь в кислородной палатке. Курение того не стоит».

Накурились до смерти

Кроме Уэйна Макларена «ковбоями Мальборо» были еще человек десять. Имена многих стали известны после их смерти. Герои из рекламы сигарет уходили из жизни один за другим. Их объединила не только марка, которую они олицетворяли, но и диагноз, который способствовал их кончине.

  • Дэвид Миллар-младший умер в 1987 году, будучи не в силах бороться с эмфиземой легких.
  • Дэвид Маклин скончался от рака легких в 73 года.
  • Джером Эдвард Джексон ушел из жизни с раком легких в 2008 году.
  • Эрик Лоусон покинул этот мир в 2014 году от дыхательной недостаточности из-за хронической обструктивной болезни легких, или ХОБЛ.
  • Дика Хаммера похоронили в 69 лет.

В фильме «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо» двух друзей сыграли Микки Рурк и Дон Джонсон. На съемочной площадке актеры не нашли общего языка и больше никогда не снимались вместе. Картина с бюджетом в $23 млн. смогла собрать лишь $7 млн. в американском прокате.

Микки Рурк был настолько разочарован результатом, что через год ушел из кино в профессиональный бокс. Пять лет он отказывался от всех проектов, которые ему предлагали. И в кинематограф вернулся уже со сломанным носом, треснувшими ребрами, поврежденной стопой и провалами в памяти.

Дон Джонсон, сыгравший «Ковбоя Мальборо», в кино не прижился и воскрес из небытия как актер в телевизионном проекте в образе детектива Нэша Бриджеса.

Картина «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо» вышла в прокат 23 августа 1991 года. А 22 июля 1992 года скончался Уэйн Макларен.

Поделитесь публикацией:

Комментарии

Рекомендуемые статьи
  • Как борются с курением в Западной и Южной Европе

    Что отличает французов от немцев, итальянцев от испанцев, в общем, каждую нацию друг от друга? Правила поведения, принятые обществом за основу своего существования. В том числе правила, касающиеся курения. Это помимо темпераментов, менталитетов и тому подобного.

  • Как борются с курением в Юго-Западной Азии

    Когда ВОЗ принял конвенцию по борьбе с курением, государства стали одно за другим к ней присоединяться, создавая своеобразный элитный клуб заинтересованных в помощи международных финансовых организаций для реализации якобы оздоровительных мер. А на самом деле – запретительных.

  • Трубочный табак опасен?

    Курение табака через трубку было практикой во всем мире на протяжении веков. Исторически трубка использовалась на церемониях, и с годами эта практика постепенно набирала популярность как общепринятый способ курения табака.

  • Сравнительный анализ женского и мужского курения

    Почему женщина не задается основополагающими вопросами прежде, чем потянуться к первой сигарете (или первому вейпу)? Вопросами, которые могут предотвратить начало зависимости. Ответы на которые лучше изучить даже с опозданием, чем никогда.

  • Вейпинг: хроника внедрения

    Электронные сигареты (вейпы) - альтернатива табачным сигаретам. Кто автор этого изобретения? Когда оно впервые появилось? Кто бы мог подумать, что попытки создать нечто подобное начались почти сто лет назад. Давайте проследим путь вейпинга в мировую историю.


Подписка на публикации
К сожаленю, ваш браузер устарел. Пожалуйста, воспользуйтесь одним из современных браузеров: Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Safari, MS Edge и др.