Табачная отрасль активно использовала возможности, предоставляемые пандемией, для взаимодействия с государственными органами разных стран в мероприятиях по оказанию помощи. Когда табачная промышленность делает пожертвования или инвестирует в общество, она делает это не из щедрости, а пытается использовать корпоративную социальную ответственность в качестве рычага воздействия и позже будет оказывать давление на правительства, попавшие в зависимость от благотворительности, чтобы они не вводили жесткие меры борьбы против табака.
Уловки табачных компаний
К концу мая 2020 года, по информации журнала The Lancet, компания Phillip Morris пожертвовала больше 31 миллиона долларов странам, которые борются с COVID-19, чтобы впоследствии руководители табачной индустрии могли лоббировать задержки в повышении налогов или введении запрета на курение.
Среди стран, получивших привлекательные пожертвования, есть государства с большим количеством курильщиков, такие как Бразилия, Индия, Филиппины, Греция.
Государственные фонды в Индии, где проживает 100 миллионов курильщиков, получили от табачных компаний более 36 миллионов долларов в виде пожертвований. Бангладеш снабдили средствами индивидуальной защиты и дезинфицирующими средствами для рук. Индонезию – наборами для тестирования. Коста-Рику – масками для лица. В Грецию поставили аппараты ИВЛ.
Цель табачной индустрии – отвлечь политиков от проблемы колоссального и непрекращающегося вреда, наносимого никотиновой эпидемией.
В странах, находящихся в условиях изоляции, табачная промышленность усиленно лоббировала включение их продуктов в реестры товаров первой необходимости. Они обжаловали ограничения на производство и изготовление сигарет в Аргентине, Бангладеш и Российской Федерации. В Бразилии Phillip Morris проигнорировала запрет на производство второстепенных товаров и продолжила производство сигарет. Филиал British American Tobacco в Южной Африке возбудил судебное дело, которое оказалось успешным, против 5-месячного запрета на продажу табака.
Никотиновая гипотеза
Хотя нет доказательств того, что «никотиновая гипотеза», согласно которой никотин защищает от COVID-19, спонсировалась табачной промышленностью, известно, что соавтор подобной публикации еще в 90-е годы прошлого века получил существенное финансирование от Совета по исследованиям табака, поддерживаемого табачными компаниями.
Продвижение такой гипотезы о никотине служит интересам производителей сигарет, независимо от того, насколько слабыми могут быть доказательства, а еще помогает стимулировать спрос на электронные табачные изделия.
В конце 2020 года несколько американских законодателей обвинили табачные компании в использовании пандемии COVID-19 «для неэтичного и, возможно, незаконного продвижения продажи табака и электронных сигарет в социальных сетях, используемых в основном детьми и молодыми людьми». Среди способов агрессивной продажи были следующие: предложение бесплатных подарков, таких как дезинфицирующие средства, предоставление скидок медицинским работникам. А маски, украшенные логотипами табачных компаний, превратили потребителей в ходячие рекламные щиты.
С тех пор, как табачная промышленность начала продавать свою продукцию, она пыталась привязать рекламу к ключевым событиям. Например, во время Первой мировой войны табак в рекламе ассоциировался с победой. Сейчас эта индустрия платит влиятельным лицам в социальных сетях за продвижение электронных сигарет, которые, по их утверждениям, безвредны и круты, хотя на самом деле цель такой обработки – пристрастить новое поколение к никотину.
Вейпинг – бомба замедленного действия
Служба здравоохранения Великобритании собирается прописать вейпы в качестве лекарственных средств для потребителей табака, которые хотят бросить курить.
Предположение, что электронные сигареты являются безвредной альтернативой, побудит курильщиков, стремящихся завязать с курением, заняться вейпингом. Таким образом, никотиновая зависимость не уменьшится. Во всем мире растет использование вейпинга среди детей и молодежи. Этот рост представляет собой бомбу замедленного действия для общественного здравоохранения, ставит под угрозу десятилетия борьбы с курением и является новым источником большого дохода для табачной промышленности. Вместо того, чтобы продвигать электронные сигареты, политики должны относиться к вейпингу как к эквиваленту обычного табака: простая упаковка, запрет на ароматизаторы и рекламу, а также включение графических предупреждений о вреде для здоровья.
Правительства могут сосредоточиться на налогах на табак. Повышение налогов снижает потребление табака, генерирует государственные доходы и защищает системы здравоохранения от нагрузки, связанной с борьбой с никотиновыми заболеваниями.
COVID-19 и рак легких
В августе 2021 года журнал The Lancet опубликовал данные о заболеваемости и смертности от рака трахеи, бронхов и легких за период с 1990 по 2019 год. В 2019 году во всем мире зарегистрировано 226 миллионов новых случаев заболевания, 204 миллиона смертей и 45,9 миллионов лет жизни с поправкой на инвалидность. Причем, показатели увеличились в отношении людей с низким социально-экономическим статусом и женщин. Эти цифры относятся к периоду до пандемии COVID-19, но за последние два года ранняя диагностика и лечение рака, в том числе рака легких, стали менее доступны именно для этих социальных слоев населения. Кроме того, рак легких и инфекция SARS-CoV-2 имеют общие симптомы, такие как постоянный кашель, низкий уровень кислорода и одышка - факторы, которые могут еще больше отсрочить диагностику рака.
Пандемия COVID-19 могла бы снизить уровень курения во всем мире за счет согласованных рекламных кампаний, улучшения социальной поддержки и использования цифровых технологий. Но, наоборот, хотя исследования показали, что число бросивших курить в той же Великобритании уменьшилось в первые месяцы пандемии, в 2021 году количество курильщиков снова возросло. Причинами, лежащими в основе такого роста, стали многочисленные ограничения, изоляции и связанные с ними стресс, скука, отсутствие приятных перспектив, потеря работы. А споры вокруг так называемой никотиновой гипотезы, дескать, курильщики могут подвергаться меньшему риску заражения, добавили путаницы и негативно повлияли на усилия по борьбе с курением.
COVID-19 и пассивное курение
За последний год COVID-19 потребовал многочисленных блокировок, в том числе закрытия школ, в результате чего дети и молодые люди проводили больше времени дома. Для некоторых детей, члены семей которых курят, это означало повышенное воздействие пассивного курения. Родители или другие члены семьи в этот период могли работать исключительно дома, «на удаленке», соответственно обкуривая домашних в куда большей степени, чем прежде, когда они уходили на работу и курили там.
Воздействие вторичного табачного дыма на детей увеличивает риск развития астмы. Многие страны, например, Шотландия, ввели запреты на курение в закрытых общественных местах. Но пассивное курение происходит в основном в местах, не предусмотренных такими законами, а именно в домах и частных транспортных средствах.
Законодательство Шотландии, введенное в марте 2006 г., запрещающее курение в закрытых общественных местах, не распространялось на дома. Однако оно привело к изменениям в поведении родителей, добровольно ограничивших курение дома, и соответственно к сокращению количества госпитализаций детей по поводу астмы.
Проигравшие и победители
Даже при самых пессимистических прогнозах смертность от COVID-19 намного ниже постоянного бремени смертности от табака. Более того, COVID-19 убивает в основном пожилых людей с множественными основными заболеваниями, тогда как половина смертей от табака приходится на людей в возрасте 30-69 лет.
COVID-19 наверняка будет ограниченным по времени, а табак вызывает не менее 5-6 миллионов смертей (и их число увеличивается) каждый год.
Пандемия COVID-19 и ответные меры могут сформировать новый мир с проигравшими и победителями, как и прошлые эпидемии. Будет ужасно, если табачная промышленность выйдет из этого глобального события, улучшив свою репутацию и увеличив продажи.
Только в десяти странах мира введены полные запреты на курение в общественных местах, и только в пяти - Албании, Молдове, России, Испании и Турции - введен полный запрет на все формы прямого и косвенного курения.
Только девять стран - Чехия, Дания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Словакия, Швеция и Турция - предлагают наилучшие политические программы, помогающие людям бросить курить.
Только в трех европейских странах удалось снизить уровень курения: Греция (с 40% в 2005 году до 27% в 2017 году), Израиль (с 30% в 2000 году до 20% в 2019 году) и Великобритания (с 25% в 2006 году до 14% в 2019 году).