Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ), подписанная в 2003 году - это договор, вступивший в силу в 2005 году и направленный на сокращение курения во всем мире. Агентство Reuters обнаружило, что Philip Morris International проводит секретную кампанию по блокированию или ослаблению положений договора, которые спасают миллионы жизней путем ограничения потребления табака.
Конфиденциальные документы компании и интервью с нынешними и бывшими сотрудниками Philip Morris раскрывают наступление, которое простирается от Америки до Африки и Азии, от неблагополучных табачных плантаций до коридоров политической власти, и, возможно, является одной из самых масштабных попыток корпоративного лоббирования из когда-либо существовавших.
Тысячи страниц, датируемые периодом с 2009 по 2016 год, включают электронные письма между руководителями, презентации PowerPoint, документы по планированию, наборы инструментов политики, национальные планы лоббирования и анализы рынка. В целом они представляют компанию, которая сосредоточила свои обширные глобальные ресурсы на том, чтобы подчинить себе всемирный договор по контролю над табаком.
Philip Morris работает над подрывом договора на нескольких уровнях. Он нацелен на конференции РКБТ, где делегаты собираются, чтобы принять решение о руководящих принципах по борьбе с курением. Он также лоббирует на уровне стран, где определяется состав делегаций РКБТ, а решения по договору превращаются в законодательство.
В период с 2007 по 2014 год более 53 миллионов человек в 88 странах бросили курить, поскольку эти страны ввели строгие меры по борьбе с курением, рекомендованные ВОЗ, согласно их исследованию, проведенному в декабре 2016 года. Благодаря договору, по оценкам экспертов, может быть предотвращено 22 миллиона смертей, связанных с курением.
С момента вступления в силу РКБТ убедила десятки стран повысить налоги на табачные изделия, принять законы, запрещающие курение в общественных местах, и увеличить размер предупреждений о вреде для здоровья на пачках сигарет. Но в 2014 году реализация важных разделов договора застопорилась.
Согласно внутреннему электронному письму от ноября 2015 года, в Philip Morris работало 600 руководителей по корпоративным вопросам, это один из крупнейших в мире рычагов корпоративного лоббирования. Такая армия и более 7 миллиардов долларов чистой годовой прибыли дают Philip Morris ресурсы, чтобы сокрушить РКБТ.
Philip Morris International: Факты и цифры
- Компания “родилась” в небольшом табачном магазине в Лондоне в 1847 году.
- Сейчас работает более чем на 180 рынках.
- Известна своей культовой рекламой Marlboro Man.
- Имеет шесть из 15 ведущих мировых брендов сигарет, включая Marlboro, L&M и Chesterfield.
- Выделилась из Altria Group со штаб-квартирой в Ричмонде, штат Вирджиния, в марте 2008 года.
- Операционная штаб-квартира находится в Швейцарии.
- Производит более 800 миллиардов сигарет в год.
- Цена акций выросла более чем вдвое с момента отделения от Altria в 2008 году.
Бывший сотрудник Philip Morris рассказал, что компания регулярно использовала торговые соглашения, чтобы оспорить законы о контроле над табаком. Цель, по его словам, состояла в том, чтобы «отпугнуть правительства от внесения изменений в регулирование». Несмотря на то, что табачная промышленность проиграла ряд крупных судебных баталий, ее иски послужили препятствием для внедрения правил, ограничивающих курение. Эти задержки могут обеспечить годы беспрепятственных продаж.
Одним из препятствий стала кампания по остановке введения в 2011 году в Австралии правил, запрещающих логотипы и отличительную окраску на пачках сигарет. В конечном итоге судебные иски компании против этой меры были отклонены, но не раньше, чем пять стран подали жалобы на Австралию по тому же вопросу во Всемирную торговую организацию.
Попытка отменить австралийские правила сработала «холодным душем» для других стран. Она замедлила введение правил простой упаковки в Новой Зеландии. Ссылаясь на риск того, что табачные компании могут «подать иски в суд», правительство объявило в 2013 году, что оно откладывает этот шаг и ждет, «что произойдет с судебными делами Австралии».
Philip Morris не одинока в своих попытках ослабить договор. Перед конференцией РКБТ 2012 года в Сеуле четыре табачных гиганта — Philip Morris, British American Tobacco (BAT), Japan Tobacco International и Imperial Brands Plc — сформировали «неофициальную отраслевую рабочую группу», чтобы противостоять различным предложениям по налогообложению табака.
В 45-страничном документе, о существовании которого ранее не сообщалось, сказано, что группа будет координировать «в той степени, в которой эти вопросы не вызовут никаких антиконкурентных опасений». В документе излагалась глобальная кампания, запланированная для противодействия РКБТ. И в нем были перечислены цели, включая попытку заблокировать обсуждения вокруг введения минимального налога на табак в размере 70 процентов.
РКБТ традиционно принимает решения на основе консенсуса, и поэтому влияние в рамках конференции на одну национальную делегацию может иметь чрезмерное воздействие. В договоре есть ключевой пункт, призванный не допустить ненадлежащего влияния промышленности на делегации. Статья 5.3, как ее называют, гласит, что страны должны защищать свою политику в области общественного здравоохранения от интересов табачной промышленности. Руководящие принципы, сопровождающие статью 5.3, рекомендуют странам взаимодействовать с промышленностью только в случае «строго необходимости».
Но статья — одно предложение — содержит лазейку, которой воспользовалась Philip Morris. Предложение заканчивается словами «в соответствии с национальным законодательством», открывая дверь аргументам протабачных сил о том, что любое лоббирование, которое является законным в определенной стране, допустимо при взаимодействии с представителями этой страны. Они также утверждают, что статья 5.3 допускает взаимодействия, если они проводятся прозрачно.
Стратегия Philip Morris International, направленная на срыв глобального договора ВОЗ по контролю над табаком и национальных мер по борьбе с курением:
- лоббирование законодателей, бюрократов и других государственных чиновников;
- попытка отодвинуть вопросы табака от департаментов здравоохранения;
- использование третьих сторон, включая розничные группы, для обоснования своей позиции и оказания давления на лиц, принимающих решения;
- привлечение СМИ к решению вопросов табака и инициирование общественных дебатов для влияния на лиц, принимающих решения.
В сентябре 2011 года министерство здравоохранения Израиля предложило новые меры по регулированию ароматизации и рекламы табачных изделий. В проекте стратегического документа компании от октября 2011 года Philip Morris заявила, что предложения включают «несколько чрезмерных мер», таких как ограничение использования фруктовых или шоколадных ароматизаторов в табачных изделиях и общий запрет рекламы и маркетинга табака. В результате запреты на рекламу и ингредиенты не были приняты.
Одной из целей компании стал Вьетнам. Как и табачный гигант, вьетнамцы заявляли, что более высокий налог на сигареты приведет к большему количеству нелегальных продаж. Как и Philip Morris, они говорили, что РКБТ должна оставаться в стороне от торговых споров. И как Philip Morris, они выступили против предложений установить единые параметры юридической ответственности табачных компаний.
Руководящие принципы РКБТ по налогообложению в конечном итоге включали рекомендацию ВОЗ о минимальном налоге в размере 70 процентов — против чего выступала Philip Morris. Но предложение о предоставлении договору большего влияния на торговые споры было ослаблено, а меры по усилению юридической ответственности табачных компаний были отложены.
Следующей целью Philip Morris избрала Индию. В документе по планированию своих действий (2015 года) компания рассказывает об организации фермерских протестов в преддверии конференции РКБТ. Такие протесты действительно имели место, в том числе перед офисом ВОЗ в Нью-Дели.
В некоторых случаях лоббирование Philip Morris провалилось. В июле 2015 года парламент Уганды принял масштабные антитабачные законы, вдохновленные РКБТ. Все, что требовалось, — это подпись президента Йовери Мусевени, и маленькая африканская страна стала бы лидером на континенте по внедрению строгой интерпретации договора.
Philip Morris отправила одного из своих топ-менеджеров, чтобы рассказать семидесятилетнему президенту, который когда-то помог свергнуть диктатора Иди Амина, почему закон о табаке - плохая идея. Шейла Ндьянабанги, главный чиновник здравоохранения Уганды по вопросам табака, присутствовавшая на встрече, описала эту встречу так: «Представитель Philip Morris сказал: «Угандийский табак будет слишком дорогим» и «он не будет конкурентоспособным».
Президент Мусевени на мгновение уставился представителя Philip Morris, а затем заявил: «Рабство давно закончилось». И добавил, что Уганде не нужен табак. На этом встреча закончилась. Президент подписал законопроект в сентябре того же года.