Внутри со вкусом обставленного магазина в модной части Токио в деревянных витринах выставлен ряд элегантных устройств, похожих на ручки. Скромный декор придает магазину тихую клиническую атмосферу, а в кафе на углу предлагаются закуски. Если вы хотите сделать покупки онлайн, вы можете рассчитывать на помощь персонального «эксперта по уходу», который может подобрать продукты, которые «лучше всего соответствуют вашим вкусовым предпочтениям».
Если эта услуга напоминает частную медицинскую клинику, то в том, что продается, есть ирония. Устройства выпускаются под маркой Iqos, флагманской линейки нагреваемого табака, производимой Philip Morris, одной из большой четверки табачных компаний мира. В то время как PMI рекламирует Iqos как более здоровую альтернативу курению, некоторые эксперты подвергают сомнению доказательства того, что нагреваемый табак полезнее сигарет.
Philip Morris заработала на сигаретах более 20 млрд долларов в 2023 году. Она продала почти 80 штук на каждого человека на планете. И она является производителем Marlboro, самых продаваемых сигарет в мире. Так что «миссия компании по обеспечению будущего без курения» может показаться странной амбицией. На самом деле это рассчитанная корпоративная стратегия.
Philip Morris по-прежнему получает почти две трети своего дохода от продажи сигарет, но в связи со снижением уровня курения во всем мире и принятием более строгих мер по борьбе с курением компания приняла решение кардинально изменить имидж.
С момента запуска своего обещания «без курения» в 2016 году компания Philip Morris вложила значительные средства в новую линейку устройств для отказа от курения, таких как вейпы и нагреваемый табак. В то же время компания приняла на вооружение посыл общественного здравоохранения о «снижении вреда»: курильщики, которые не могут отказаться от никотина, должны перейти на менее вредные альтернативы.
Главной из них является линейка нагреваемых табачных изделий Iqos. Эти устройства, состоящие из держателя в виде ручки и одноразового стика, нагревают табак, не сжигая его. Эта так называемая «бездымная сигарета» все еще содержит никотин, но позиционируется как «лучшая альтернатива» традиционному курению.
В 2014 году Philip Morris запустила Iqos в Японии. Выбор страны не был случайностью. Компания стремилась добиться более низких налоговых ставок и освобождения от использования в помещениях для Iqos в Японии, а затем указать на эти успехи при общении с другими регулирующими органами. Philip Morris тайно производила шестизначные платежи для финансирования научных исследований в области нагреваемого табака — и уволила сотрудника, который забил тревогу.
В Японии табачные компании поддерживают тесные отношения с правительством. Japan Tobacco International (JTI) — еще одна из «большой четверки» Big Tobacco — на треть принадлежит Министерству финансов. Ее старшие руководители регулярно назначаются непосредственно правительством. И компании даже пользуются законодательной поддержкой в виде Закона о табачных предприятиях, который поощряет рост отрасли и сдерживает попытки ужесточить регулирование.
Разрешительный подход к контролю над табаком просачивается сверху вниз. В отличие от Великобритании и большинства штатов США, здесь разрешено курение в помещениях, и нет никаких национальных ограничений на рекламу или рекламные предложения сигарет. Вы по-прежнему можете купить пачку Marlboro в торговом автомате.
Результатом стала бурно развивающаяся табачная промышленность, оборот которой в 2023 году составил 14,3 млрд долларов, из которых 6,4 млрд долларов правительство собрало в виде налогов.
Японское законодательство не запрещает табачным компаниям жертвовать средства на избирательные кампании политиков. Законы о лоббировании фактически отсутствуют. И на протяжении многих лет более дружественные к отрасли законодатели Японии подавляли эффективные действия со стороны борцов с курением.
При этом их поддержали налоговые чиновники Министерства финансов, которые предоставили множество руководителей для совета директоров JTI. В течение целых 27 лет после приватизации компании в 1985 году один или оба президента и председателя были бывшими чиновниками Министерства финансов.
Подобные связи не ограничиваются Казначейством. В отчете Reuters за 2017 год говорилось, что бывший заместитель министра здравоохранения встречался в частном порядке с президентом по операциям Philip Morris Japan, который изложил позицию компании, утверждая, что Iqos менее вреден, чем сигареты.
Министр, о котором идет речь, Эмико Такагай, недавно присоединилась к парламентской группе, которая лоббирует предоставление льготного налогового режима для изделий из нагреваемого табака.
Iqos рекламируется как лучшая альтернатива курению — часть публично заявленной амбиции PMI «обеспечить будущее без курения». Но собственные цифры компании по этому вопросу, по-видимому, сильно разнятся. В своем годовом отчете за 2023 год компания заявила, что 73% пользователей Iqos бросили курить. Однако в документах, поданных американским регулирующим органам в 2020 году, компания указала, что доля японских пользователей Iqos, которые больше не курят, составляет всего 14%.
В любом случае, Iqos имел оглушительный успех в Японии, где с 2019 года продажи нагреваемых табачных изделий PMI превосходили продажи сигарет. В 2023 году продажи нагреваемых табачных изделий компании в Японии превысили продажи сигарет более чем в два раза. Однако вопрос о том, следует ли считать это успехом в области общественного здравоохранения, остается спорным.
Ежегодно от болезней, связанных с курением, умирают 129 000 японцев. Хотя страна медленно внедряла многие из тактик, которые, как известно, снижают уровень курения, например, ограничения на рекламу и упаковку, она предоставила плодородную почву для крупных табачных компаний, чтобы продвигать и продавать собственные альтернативы сигаретам. Возможно, это не должно вызывать особого удивления в стране, где табачные деньги вплетены в ткань государства.
Сиро Конума, занимавший руководящую должность в Philip Morris Japan, - один из немногих, публично выступивших против табачной компании. Он дипломированный врач, который два десятилетия проработал в японском министерстве иностранных дел. В Philip Morris Japan Конума был директором по медицинским и научным вопросам.
Многие из его заявлений были подкреплены многочисленными внутренними документами — некоторые из них конфиденциальные. В этих документах были различные соглашения и договоренности.
Одна из договоренностей, например, предусматривала ежемесячные выплаты в размере 300 000 долларов в год консалтинговой фирме, основатель и генеральный директор которой Хиромичи Кимура является профессором Токийского университета. Его фирма FTI Innovations получила деньги в период с 2015 по 2019 год. Они выплачивались, чтобы помочь Philip Morris взаимодействовать с научным сообществом. Но документы свидетельствуют о том, что Кимура планировал использовать должность в университете, чтобы нанять сотрудника Philip Morris в свой отдел в качестве приглашенного ученого.
По словам Конумы, план состоял в том, чтобы сотрудник опубликовал исследование, показывающее преимущества нагреваемых табачных изделий для экономики Японии. Исследование, имеющее печать ведущего университета, будет использоваться Philip Morris в рамках переговоров с японским правительством по налоговым ставкам на Iqos.
В ответ на все разоблачения Токийский университет заявил, что его консультативный совет по конфликту интересов провел расследование после того, как ему стало известно об этом вопросе в 2020 году, и не выявил никаких проблем или нарушений.
Второе соглашение включало платеж в размере $445 000 в октябре 2017 года для финансирования исследований, проводимых в Киотском университете. Деньги были выплачены Philip Morris Japan исследовательской фирме CMIC Holdings, которая, в свою очередь, заплатила университету. Финансирование Philip Morris было известно профессору, отвечающему за исследование, но не описано в официальных записях университета.
Исследовательская фирма CMIC Holdings также лоббировала среди правительственных чиновников идею исключения Iqos из-под запрета на курение в Японии.
В октябре 2018 года сотрудники Philip Morris встретились с должностным лицом Министерства здравоохранения Японии и представили ему исследование компании, в котором утверждалось, что Iqos оказал лишь ограниченное влияние на качество воздуха в помещении и что пассивное воздействие не вызвало «никаких неблагоприятных последствий». Эти выводы оспариваются многочисленными независимыми исследованиями.
Iqos получил освобождение от запрета на курение в Японии, который вступил в силу в апреле 2020 года.
В 2023 году Iqos превзошел Marlboro как самый продаваемый продукт Philip Morris, более трети продаж которого приходится на Японию.