Мы уже писали об особенностях курения в Китае: для китайцев табак — это традиция. Японцы имеют более практичный взгляд: курение для них — это общение, связи. Даже термин придумали: «табакоммьюникейшн».
Естественно, в таком контексте курение не может восприниматься негативно:
— Что плохого, мы всего лишь общаемся!
Именно поэтому закон, ограничивающий курение в общественных местах, долго не воспринимался как необходимое: до апреля 2020 курение в офисах, ресторанах и отельных номерах у японцев не считалось чем-то необычным. В зданиях крупных компаний стояли кабинки для курения, но порой они выглядели как стеклянный аквариум без вентиляции, а курильщики выдыхали туда дым, стоя внутри лишь одной ногой, для формальности — никого за это не штрафовали.
Наконец правительство Японии поддалось мировой тенденции по освобождению планеты от табачного дыма (олимпиада в Токио только подстегнула к действиям) и ввело некоторые поправки, которые принимались поэтапно.
Сначала запретили курить на улицах, на ходу, особенно в тех местах, где нет урн, в которые можно выбросить окурок. Сейчас улицы крупных городов Японии сплошь обклеены предупреждающими наклейками.
Затем перенесли курительные кабинки на свежий воздух или в отдельные далёкие оборудованные комнаты. В Токио немало «зелёных» зон для курения, ограниченных растительностью или стеклом — там и собираются курильщики.
Последний этап принятия поправок был назначен на 1 апреля 2020 года. В этот день в Японии в силу вступил первый в истории страны запрет на курение во всех общественных местах: кофейнях, барах, гостиницах, школах и больницах, всех государственных учреждениях.
Не обошлось без исключений. Будучи трепетными защитниками малого бизнеса, власти Японии позаботились о том, чтоб освободить от штрафов мелкие забегаловки и фирмы с семейным делом, в которых работниками являются члены одной семьи.
Японцы, особенно пожилые, отреагировали на запрет с негативом — у любого закона найдутся противники. Подрастающие поколения, которые в большинстве своём относятся к курению как к зависимости, а не традиции, понимают — запрет сделал цивилизованную Японию ещё более цивилизованной.